История

Эмблема школы для главной страницы.gif

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа №1 


        им. С-Г. Дорджина   

img28.jpg

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования


История

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»

Василий Сухомлинский

         Эти слова выдающегося советского педагога-новатора, детского писателя Василия Александровича Сухомлинского наилучшим образом выражают  главную идею, лежащую в основе системы музыкального образования в нашей стране. Ее история связана неразрывными узами с именами братьев Рубинштейнов, Антона и Николая, по инициативе которых в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, поставившее основной целью музыкальное просветительство.

         За более чем полуторавековой период накоплен огромный опыт преподавания музыки и в более широком смысле – формирования в обществе музыкальной культуры. И в этом процессе очень важно взращивать таланты, от школ до консерваторий, выкристаллизовывая из них композиторов и музыкантов мирового уровня.

         В Калмыкии своя история и традиции музыкальной педагогики, зародившиеся в советские годы, которые дали массовое обучение одаренных детей и формирование из них национальной музыкальной элиты. И в первую очередь они связаны с детской музыкальной школой № 1 имени С.-Г. О. Дорджина, заложившей фундамент профессионального музыкального образования в республике.

         «Главная задача – музыкальное развитие детей города Элисты» - такую задачу поставил Совнарком Калмыцкой АССР, издавая 11 сентября 1937 года на основании постановления Наркомпроса КАССР за номером 1695 от 19 апреля того же года указ о создании в столице республики первой детской музыкальной школы.

         Образовательное учреждение организовали при совнаркомовском управлении по делам искусства и первым делом позаботились о его материально-техническом оснащении – был закуплен комплект музыкальных инструментов, от рояля до кларнета, нотные пособия. Желающих учиться музыке набралось две сотни, но реальная возможность принять была только треть из них. В итоге на два отделения, фортепианное и оркестровое, зачислили 70 детей от 8 до 15 лет, которые приступили к занятиям 4 октября 1937 года.

         Коллектив детской музыкальной школы № 1 Элисты состоял из директора А. Н. Бубнова – дирижера симфонического оркестра Республиканского концертного бюро, преподавателя класса фортепиано Ольги Оветовны Зурабовой, педагога по классу виолончели Артура Сейбеля и скрипача Николаева (имя, к сожалению, не сохранилось).

             «...Первый выпуск в количестве 4-х человек состоялся в мае 1941 года... В их честь состоялся большой концерт, где выступили и сами выпускники: Леонид Гунаев – виолончель, Репринцев кларнет, Петр Андреенко – флейта, Петр Бондаренко – скрипка. Самый большой успех выпал на долю Репринцева и Гунаева», – написал корреспондент газеты «Ленинский путь» А. Штрыков в мае 1941года.

         Двое выпускников, Петр Андриенко и Леонид Гунаев, 21 июня 1941 года «на отлично» сдали первый экзамен в музыкальное училище имени Гнесиных в Москве. Экзаменационная комиссия отметила мотивированность абитуриентов из Калмыкии. В частности, за плечами Леонида Гунаева были успехи на профессиональной сцене – он принимал участие в праздничных торжествах к юбилею эпоса «Джангар» в 1940 году и за свои блестящие выступления был премирован виолончелью.

         А завтра грянула война, которая лишила этих талантливых ребят будущего. Так и не став студентом «Гнесинки», зачехлив свой любимый инструмент, виолончелист Леонид Гунаев ушел на фронт сражаться с врагом. Следом за ним добровольцами на передовую отправились другие ученики ДМШ – Леонид Тюльтинов (гобой) и Владимир Андреенко (виолончель). Все трое погибли под свист пуль и артиллерийскую канонаду, ставшие для них реквиемом.

         Школа работала вплоть до оккупации Элисты немцами. После освобождения от фашистских частей в разрушенном городе было уже не до музыки. Потом был объявлен указ о выселении калмыков, и на долгие 13 лет жизнь в Калмыкии фактически замерла…

         После реабилитации калмыцкого народа и его возвращении из ссылки на родину встал вопрос о возрождении всех сфер общественной жизни восстановленной автономной республики. Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было восстановление детской музыкальной школы. Исполком калмыцкого областного Совета депутатов трудящихся на основании постановления Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1957 года в том же году издал приказ об открытии Элистинской детской музыкальной школы с дневным и вечерним отделениями. В первый класс было набрано 25 человек, в подготовительную группу зачислили 30 учеников. Директором назначили Анатолия Петровича Ковалева.

         Первая «музыкалка» расположилась в правом крыле двухэтажного особняка по адресу: улица Комсомольская, 14. Получить в свое распоряжение здание в центре полуразрушенного города было большой удачей, и педагоги с энтузиазмом принялись обустраиваться. В тесных помещениях без удобств, с ограниченным количеством инструментария занятия в классах баяна, скрипки и фортепиано шли поочередно с раннего утра почти до полуночи.  

         В те трудные годы преподаватели ДМШ № 1 проявили недюжинную стойкость и огромный энтузиазм в организационной и педагогической работе. В 1959 году коллектив школы возглавил Николай Михайлович Пархоменко – талантливый виолончелист, композитор, ученик Рейнгольда Глиэра. Ему во всем помогала завуч и преподаватель теоретических дисциплин Фаина Михайловна Лунева – выпускница вокального отделения Астраханского музучилища.

         Ряды своеобразного «городовиковского призыва» в отрасли культуры пополнили также выпускники Ставропольского музучилища – опытный преподаватель по классу баяна Анатолий Иванович Гармай и совсем юный педагог, с новаторским подходом, Лилия Лаврентьевна Бабурина, которая заложила основу фортепианной школы в Калмыкии. За свои заслуги Бабурина первой среди преподавателей музыкальной школы была удостоена высокой профессиональной награды – звания заслуженного работника культуры КАССР. Талантливая плеяда ее выпускников, впоследствии получивших званий  Заслуженных  работников  культуры, стали ее соратниками, продожили дело своего Учителя. Это Татьяна Никандрова (Коркина), Татьяна Лунева, Ольга Шарапова, Любовь Кольц, Виолетта Хотлина (Поваляева), Наталья Терентьева, Долорес Дорджиева, Ногала Дорджиева.

         Дружный маленький коллектив ДМШ № 1 самозабвенно трудился, педагоги вкладывали в учеников всю свою тонкую, трепетную душу, дети отвечали взаимностью. Ни одно событие в городе не обходилось без концерта с их участием. Преподаватели вдохновенно музицировали вместе с детьми

         Традиции, заложенные первопроходцами, были подхвачены другими яркими деятелями культуры. В их числе преподаватель фортепиано и концертмейстер Бэлла Михайловна Коптенкова – выпускница Одесского музыкального училища, хормейстер Бадма Сергеевна Журилко – выпускница Ростовского музыкального училища искусств и ее коллега-хормейстер Жанна Васильевна Воробьева, окончившая Элистинское музыкальное училище.

         Тем временем подросли и окрепли первые национальные руководящие кадры музыкального искусства Калмыкии. Одним из таких самородков была Тамара Николаевна  Буринова. По окончании музыкального училища при Ленинградской консерватории она начала трудовую деятельность преподавателем теории музыки. Довольно быстро она продемонстрировала организаторский талант, и в 1964 году ей было доверено возглавить коллектив ДМШ № 1. Тамара Николаевна сумела в короткий срок обновить и усовершенствовать материальную базу школы, при ней работало уже пять отделений школы.

         За 18 лет в должности директора Тамаре Николаевне  Буриновой удалось собрать команду молодых специалистов, выросших в настоящих мастеров. В их числе Людмила Викторовна Бардакова, выпускница Элистинского музучилища, преподаватель по классу домры и балалайки (с 1975 по 2006 годы), выпустившая не один десяток выпускников, многие из которых продолжили обучение ЭУИ им. П. Чонкушова.

         Высочайшим профессионалом, во многом благодаря которому за ДМШ № 1 закрепилась мнение как о сильнейшей музыкальной школе в республике, была Надежда Андреевна Шаповалова. Она проработала преподавателем теоретических дисциплин, а также завучем в школе с середины 1970-х по 2008 год. Ее уроки сольфеджио запомнились сотням выпускников, более 60 из которых выбрали стезю профессиональных музыкантов и сегодня работают в ЭУИ им. П. Чонкушова, ДМШ и ДШИ г. Элисты.

         Более полувека проработал в стенах родной школы почетный работник общего образования РФ Тимофей Тимофеевич Коляда – преподаватель по классу баяна, основатель школы баянистов в Калмыкии. Тим Тимыч, как любовно его называли ученики и коллеги, был для всех непререкаемым авторитетом. Удивительно скромный и мягкий человек олицетворял собой образец нравственной чистоты, обладал даром своим виртуозным исполнением баянных наигрышей зажигать в юных дарованиях страсть к этому прекрасному музыкальному  инструменту.

         Сегодня дело мэтра продолжают его ученики: Александр Бадма-Горяев – народный артист РК, Сергей Настинов – заслуженный работник культуры РФ и другие деятели искусства.

         Неоценимый вклад в развитие музыкального образования в Калмыкии внесла Татьяна Юрьевна Зайцева. Талантливейший педагог по классу скрипки за 40 лет преподавательской деятельности воспитала более 150 юных музыкантов, каждый из которых даже спустя многие годы не устает выражать безграничное уважение и огромную признательность своему наставнику. Многие ученики Зайцевой стали профессиональными скрипачами и работают в государственных симфонических оркестрах Элисты, Ростова-на Дону, Астрахани, Уфы, а также за рубежом.

         Значимый след в истории не только ДМШ № 1, но и отрасли культуры Калмыкии оставили ветераны педагогического труда, заслуженные работники культуры РК и почетные работники общего образования РФ: Анна Натырова, Иван Середин, Нина Беспалова, Анатолий Каджиев, Людмила Григорьева, Галина Манджиева, Надежда Уджаева, Елена Зимовец, Наталья Черкасова, Ирина Цакирова, Байрта Кардонова, Стелла Мухтарова и другие преподаватели.

         В 1991 году коллектив возглавила Галина Эняева – выпускница школы, Элистинского музучилища и Астраханской консерватории.

             Благодаря грамотной кадровой политике Г. С. Эняевой значительно укрепился педагогический состав, пополнившийся выпускниками консерваторий и институтов искусств. Среди них – Заслуженный работник культуры РФ Сергей Настинов, Заслуженные работники культуры РК  Ирина Цакирова, Людмила Шовунова, Анжела Кожедуб, Татьяна Емельяненко и преподаватель  Юлия Перегинец.

         Именно при Г. С. Эняевой в 1998 году в целях сохранения и развития национальных культурных традиций Калмыкии учреждению было присвоено имя Сангаджи-Гаря Оджакаевича Дорджина – первого национального композитора-мелодиста. Расширился перечень образовательных услуг – открылись отделения хореографии и калмыцкого фольклора на базе Элистинской многопрофильной гимназии и СОШ №18,  введены специальности редких национальных инструментов: хучир, ятха, йочин, саратовская гармонь.

         Последние пять лет для преподавателей и учащихся были наполнены напряженной работой, связанной с подготовкой к многочисленным конкурсам, фестивалям, концертам и олимпиадам. География творческих состязаний, в которых участвовали учащиеся школы, обширна: Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Москва, Пятигорск, Сочи, Ставрополь, Париж. Результатом совместного труда юных музыкантов и преподавателей стали завоеванные ими награды: 24 Гран-при, 172 диплома лауреатов I степени и около 300 дипломов лауреатов  II и III степеней на конкурсах различного уровня.

         Новый этап в деятельности образовательного учреждения начался с приходом к руководству в сентябре 2022 года Ларисы Летуевой.  Опытный управленец, знающий специфику работы учреждений дополнительного образования, Лариса Борисовна с присущей ей творческой энергией взялась за развитие музыкальной школы в соответствии с современными требованиями. Вместе с тем не забыто и другое важное направление деятельности школы – сохранение и популяризация традиций национального музыкального искусства. За короткий срок были открыты: класс народного пения,  хореографии в СОШ № 21, мёрн-хура.

         Благодаря таланту людей, стоявших у истоков зарождения музыкального образования в Калмыкии в довоенный период, и их продолжателей в лице последующих поколений педагогов детской музыкальной школы № 1, сегодня с полным правом можно утверждать, что их благородная миссия успешно выполнена. За 85 лет существования школа дала путевку в жизнь более двум тысячам выпускников. В республике сформирована национальная музыкальная элита в лице талантливых руководителей и артистов разнообразных творческих коллективов, прославляющих искусство Калмыкии.

         Поздравляя с юбилейной датой коллектив ДМШ № 1 им. С-Г. О. Дорджина, хочется пожелать, чтобы она и дальше несла почетное звание родоначальницы и правофланговой, продолжала успешно выполнять свою благородную миссию «кузницы кадров» в сфере начального музыкального образования.   

Елена Болдуринова, выпускница детской музыкальной школы № 1 им. С-Г. О. Дорджина.Фото из архива ДМШ № 1 и личных архивов ее выпускников. 

____________________________________________________________________________________________

«Занятия музыкой учат никогда не сдаваться

Наталья Кущ, заместитель директора по учебной работе

БПОУ РК «Колледж искусств имени П.О.Чонкушова»:

     – Я училась в детской музыкальной школе №1 на отделении фортепиано. Сейчас уже 28-й год работаю по специальности и, оглядываясь назад, понимаю, что занятия музыкой сыграли огромную роль в формировании моей личности, укреплении характера. Почему я в этом уверена? Музыкальная школа – это дисциплина. С первого и до последнего класса. Нельзя выучить наизусть большое произведение к экзамену, если заниматься раз в неделю. Проверено на себе. Поэтому ты просто приучаешь себя к жесткому расписанию во всем.

     Занятия музыкой учат никогда не сдаваться. Когда ты читаешь с листа новую пьесу, сначала охватывает отчаяние: я никогда не смогу сыграть это! Но невыполнимых задач не существует для тех, кто окончил музыкальную школу.

         В первую очередь, я безмерно благодарна своему преподавателю по фортепиано Ольге Борисовне Шараповой — настоящему профессионалу своего дела, чей педагогический талант был для меня одним из главных источников вдохновения в учебе.  Когда я пришла на свой первый урок, мне было всего пять лет, и моя мама сидела со мной на уроках,  иногда  не выдерживая  и вмешиваясь в процесс. Ей казалось, что я все делаю медленно. Но Ольга Борисовна была очень терпелива, добра – это очень важно при первой знакомстве с миром музыки.

         Также я признательна преподавателям, которые занимались со мной специальностью: это Татьяна Александровна Шатилова и Ирина Викторовна Данилевская.

         Благодарю за терпение и понимание  преподавателя сольфеджио Надежду Шаповалову. Из «нелюбимого» многими предмета Надежда Андреевна превратила его в интересную, нужную и понятную дисциплину. Поэтому после окончания музыкальной школы я продолжила обучение  в колледже искусств по специальности «теория музыки».

         Благодарю преподавателя хора Галину Ивановну Михайличенко, Людмилу Михайловну Григорьеву, преподавателя музыкальной литературы Наталью Николаевну Григорьеву и всех, кто продолжает развивать музыкальную школу. Желаю своей альма-матер процветания, новых интересных проектов и талантливых целеустремленных учеников!